Биография    Хронология    Фото    Стиль Арт-нуво    Стиль Модерн    Рисунки    Литографии    Живопись   

Ювелирные украшения    Скульптуры    Витражи    Купюры и марки    Маpта Кадлечикова об Альфонсе Мухе   

Интерьеры    Альфонс Муха и Жорж Фуке    Славянская эпопея    Видео    Купить книгу   
Поиск по сайту:  

Стиль Модерн

Стиль "модерн" (франц. moderne - новейший, современный) - название легендарного и популярнейшего стиля в искусстве конца 19 - начала 20 вв. В Бельгии, Великобритании и США он известен как "новое искусство" (Art Nouveau), в Германии - "югендштиль" (Jugendstil), в Австрии - "стиль Сецессиона" (Sezessionstil), в Италии - "стиль Либерти" ("stile Liberty"), в Испании - "модернизм" (modernismo). Стиль модерн возник как реакция протеста на буржуазное искусство конца 19-го века. Эстетика модерна развивала идеи символизма и эстетизма. Модерн, по мнению множества теоретиков стиля, должен был стать стилем новой жизни, изменить общество к лучшему, заставить людей переосмыслить материальный мир и создать совершенно новые по своему духу идеалы. Стиль модерн воплотился более всего в интерьерах богатых частных домов, в живописи и графике. Но стиль модерн присутствовал тогда не только как искусство, принадлежавшее частным владельцам, искусство модерна также отражается и во многих общественных постройках того времени: деловых центрах, театрах, вокзалах, банках и мостах. В этом смысле модерн стал стилем всеобщего преклонения и почитания. С помощью модерна его теоретики тогда хотели провести "переворот" в умах людей, заставить их мыслить по новому.

Применение одухотворенных, пластичных форм в модерне способствовало переосмыслению стиля в искусстве в целом. Модерн был противопоставлен тогда буржуазно-эклектичному стилю конца IXX века. Пластика и "текучесть" форм, применяемая в модерне, развивала в людях понимание того нового, что шло на встречу им, тех изменений в жизни, которые готовил грядущий век. Появление таких изобретений как автомобиль, телефон и радио поддерживало ощущение в людях глубоких перемен, что несло новое время, отражаясь, безусловно, и на стилевых предпочтениях людей.

В противоположность эклектизму, "модерн" хотел возродить дух стилевого единства художественных стилей, присущий средневековому или народному искусству симбиоз и взаимовлияние всех видов искусства. Стиль модерн предопределил появление художника нового времени - художника-универсала, соединяющего в себе архитектора, графика, живописца, проектировщика бытовых вещей и т.д. Идея произведения искусства в стиле модерн - это идея цельного произведения искусства, которая ярче всего воплощена в архитектуре и интерьерах. Лучшие образцы интерьеров в стиле модерн отличаются ритмической согласованностью линий и тонов, единством деталей декора и предметов обстановки (обои, мебель, лепнина, панели, арматура светильников), целостностью однородного перетекающего пространства, усложнённого и расширенного зеркалами, многочисленными дверными и оконными проёмами, живописными панно, которые как нельзя лучше отражают стиль модерн.

Архитектура стиля модерн стала основополагающей системой в архитектуре вообще и заложила основные идеи в архитектуре ХХ века в целом. Впервые именно в стиле модерн была введена свободная, функционально продуманная планировка. Опять же в модерне использовались каркасные конструкции, разнообразные, в том числе новые, строительные и отделочные материалы (железобетон, стекло, кованный металл, необработанный камень, изразцы, фанера, холст). Именно стилю модерн мы обязаны всему этому. Свободно размещая в пространстве здания с различно оформленными фасадами, архитекторы модерна становились отрицателями какой бы то ни было симметрии и привычных норм градостроительства. Богатейшие возможности формообразования в стиле модерн, предоставленные новой техникой, использовались для воплощения акцентированно-уникализированных визуальных идей. Совместно со стремлением к нестандартным эффектам в живописи, динамике и текучей пластичности форм, созвучию архитектурных форм органическим природным явлениям, было также и тяготение к геометрической правильности больших форм. Некоторые архитекторы стиля модерн предвосхищали даже стиль функционализм, желая показать каркасную структуру дома, об этом свидетельствуют ряд построек О. Вагнера в Австрии, П. Беренса в Германии, О. и Г. Перре во Франции.

Основным выразительным средством в стиле модерн является орнамент, который не только украшает произведение, но и формирует его композиционную структуру. В интерьерах архитекторов, работавших в стиле модерн, используются изящные линейные плетения, многообразные растительные узоры расходятся по стенам, полу и потолку, сосредотачиваются в местах их сопряжения, сводят воедино архитектурные плоскости. Текучесть линий и узоров, плавность форм и красота, которыми стиль модерн воздействует на зрителя, просто поражает. Переход к модерну был на тот момент колоссальным скачком в развитии искусства.

Для стиля модерн характерно взаимопроникновение станковых и декоративно-прикладных форм искусства. Орнамент стиля модерн и своеобразный ритм его плавных линий сложились в графике. Литография, ксилография, искусство книги достигли в этот период высокого подъёма. Среди ведущих графиков модерна конечно же нужно отметить и Альфонса Муху. Его неповторимый стиль в литографии волновал сердца и умы всех ценителей искусства по всему миру. Вклад Мухи в развитие модерна колоссален. И по большей части даже определил развитие ответвления модерна - стиля ар-нуво. Именно Альфонс Муха задавал во многом тон в плакате, рекламе, театральной афише. В стиле модерн были оформлены Мухой и афиши для спектаклей Сары Бернар. Модерн тогда проникал во все сферы человеческой деятельности от этикеток на спички до огромных архитектурных ансамблей. Сама жизнь была пропитана стремлением к новизне - жизни в стиле модерн!

В живописи и скульптуре модерн, неразрывно связанный с символизмом, стремился создать самостоятельную художественную систему, но был вместе с тем своего рода переходом от традиционных форм 19 в. к условному языку новейших европейских течений. Картины и панно в стиле модерн рассматривались как элементы интерьера, его пространственной и эмоциональной организации. Поэтому декоративность стала одним из главных качеств живописи периода искусства модерн.

Нравится
Интернет-магазин Лабиринт


Яндекс.Метрика
При перепечатке или использовании материалов с сайта www.alphonsemucha.ru
ссылка на источник обязательна. Copyright 2011г. alphonsemucha.ru